[ Шестоднев против эволюции: Богословие ]
Может ли православный (не) быть креационистом? | ||||||||||||||||
ВведениеПокажите в вере вашей добродетель, ...Честно говоря, мне думалось, что после опубликования письма о. Серафима (Роуза), написанного им в конце 70-х Александру Каломиросу (Православный взгляд на эволюцию, М.,1997) все ссылки на Святых Отцов Церкви как апологетов эволюционизма прекратятся. Но выход в свет сборника из серии "Православие сегодня" ("Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира") в 1999 году показал, что православные эволюционисты ищут новые аргументы в свою пользу. Ниже я попытаюсь отреагировать только на те тезисы, которые не рассматривал о. Серафим, или которые выдвинуты против его письма. Но сначала давайте договоримся о терминах, ибо, мне кажется, что, разобравшись с терминологией, мы сможем снять добрую половину всех недоразумений.
| ||||||||||||||||
Evolutio vs. Creatio...Слово эволюция обозначает крайне нечеткое понятие. Это слово попеременно используют то просто как синоним развития, то в более узком смысле (нео)дарвинизма - постепенных наследственных изменений организмов на основе (случайных мутаций и) естественного отбора. Сам термин эволюция способен ввести в заблуждение. На латыни evolutio означает "развертывание (списка), раскрывание (книги)" и соответственно подразумевает не спонтанное образование чего-либо нового, но скорее воплощение уже имеющегося замысла. В этом смысле "evolutio" вполне может подходить для описания шести дней творения и нынешнего, седьмого дня. В то же время по термину креационизм нельзя (сразу) определить, какая роль отводится конкретным автором сверхъестественному вмешательству, а какая - изменениям в природе на основе данных Богом законов мироздания и случайным процессам. Как крайнюю форму такого недоверия природе я встретил утверждение, что развитие эмбриона осуществляется не за счет его генома, а под воздействием некоей внетелесной жизненной силы или души. В целом термин креационизм может восприниматься как провокационный: Творение признает любой монотеист, и несогласие с креационизмом в той или иной его форме может выглядеть (по определению) как отрицание роли Бога в творении и развитии нашего мира. В действительности существует не две точки зрения на "эволюцию" а целый спектр мнений, который можно упрощенно расположить на прямой:
Как видно из таблицы, термин "evolutio", в зависимости от того, что под ним подразумевать, можно применить ко всему спектру точек зрения. "Creatio"-творение отвергнет лишь только атеист или агностик. | ||||||||||||||||
"Той повеле - и съэволюционироваша"Вот примеры "синтеза" Творения и "нечеткой" эволюции, осуществленного на страницах сборника "Той повеле, и создашася", и которые я приведу без комментариев. 1. "Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм". В.И. Гоманьков. В начале статьи помещены три главы об эволюции Вселенной и развитии науки. Затем глава о христианском антропоцентризме (стр. 159-160): "...создание человека..., сотворим человека..., и сотворил Бог человека..., ...человек сотворен..., ...при изучение эволюции материи Вселенной прослеживается схематическая эволюционная цепочка: элементарные частицы - .....- животные - человек..., ...творение одухотворенного человека..., ...человек ... венец творения..., ...человек сотворен ...как..., ...Божественный Логос ... вылепил своими бессмертными руками наше тело и сообщил ему жизнь... Так из грязи и духа был сотворен человек - образ Бессмертного, ...Творение человека по образу Божию..." Наконец, вывод: "Таким образом (?!), человек оказывается и продуктом эволюции Вселенной и сыном Божиим." 2. "Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной". В.И. Гоманьков.
3. "Креационизм и наука в книге Т. Хайнца "Творение или эволюция"" С. Катюнин
4. "Книга Бытия и теория эволюции". А.В. Гоманьков.
| ||||||||||||||||
"Может ли православный быть эволюционистом?"Поэтому мне, как одному из оставшихся в живых реликтов-креационистов, хотелось бы пробежаться по страницам программных статей из сборника многоуважаемого диакона Андрея (Кураева) "Человек приходит в мир" и "Может ли православный быть эволюционистом?" и проанализировать их без использования терминов "эволюция" и "креационизм".
-Это место вполне в креационистском духе. Земля "проращивает" семена жизни до сих пор! Далее читаем:
-Приведем полную цитату из свт. Василия: "Земля сама собою должна произрасти прозябение, не имея нужды в постороннем содействии. Поелику некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу; то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали покланяться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни". Полемический смысл и ограниченность слов "сама собою" виден без всяких комментариев.
-Приведем полную цитату из первой главы Бытия (синодальный перевод): 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. -И далее, во второй главе:
4 Вот происхождение неба и земли, при
сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал
землю и небо, -Как видим, все-таки говорится "И создал Бог траву", а также рыб, птиц, зверей и человека! (Об особенностях русского, еврейского и греческого текстов мы поговорим чуть позже)
В этом предложении одна натяжка и одна полуправда:
| ||||||||||||||||
Человекообразный прах-В статье "Человек приходит в мир" отец Андрей несколько страниц (стр.73-77) посвящает подведению читателя к возможности эволюционного появления (пред-)антропоморфного существа. Логика там такая: 1. свт. Григорий Нисский: "Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего". (На самом деле слово "слепил" (из праха земного) стоит в еврейском и греческом текстах Быт. 2:7) 2. толкование о. Андрея: слепить = "использовать прежде уже созданную материю. Господь, творя человеческое тело, использует некий бывший праматериал, а внутреннего человека, то есть человеческую душу, Господь сотворил". 3. о. Андрей: "Библия не говорит нам о временных интервалах, поэтому у нас есть некоторая свобода думать, был ли какой-нибудь промежуток времени между созданием Богом человеческого тела и его одухотворением, и если этот временной зазор был, то чем же тогда являлось это существо, которое имело тело человека, но не имело человеческого разума". 4. Человек сотворен из праха земного (Быт. 2:7) = (греч. te:s ge: , евр. адамах), => толкование о. Андрея: адамах = 1. красная глина; 2. вспаханная, обработанная земля => уже окультуренная, освященная ранее творением, касанием Творца. :"Там, где Он касается мира, происходит некоторый взрыв жизни: Господь произвел жизнь, растения, затем высоких живых существ. Он касается области, уже затронутой ранее, и возникает антропоморфное существо." На пункт 3 - не удержусь и все же процитирую вслед за о.Серафимом свт. Василия Великого из все тех же "Бесед на Шестоднев"(стр. 157-159) (простите за пространность):
Это - ответ святителя на превращение в мандат на вседозволенность цитируемой о.Андреем фразы свт. Иоана Златоуста: "Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и все принимать буквально, тот может предполагать много нелепого о Боге". (именно о Боге, а не о его творениях. И если Златоуст призывает думать о Боге прилично, толкуя стих "и насади Бог рай в Эдеме", то, мне кажется, Святитель посчитал бы неприличным представление о Боге, собственноручно подстригающего гоминида, чтобы вылепить из него Homo sapiens) В упомянутых цитатах из статей о. Андрея
используются методы, которые он так критикует в
своих предыдущих работах: Тезисно.
Наверное, ни у кого не поднимется рука назвать эти события ни "фокусами", ни "эволюционными изменениями". Никто из древних Отсев Церкви не высказывал идей, отдаленно напоминающих эволюционные. Большинство (если не все - не знаю) православных свв. Отцев говорят о шести днях Творения не как об эпохах-эонах, а как о 24-часовых сутках, пишут о мгновенности/быстроте, повсеместности и одновременности образования растений, а затем и животных.
И здесь уместно процитировать диакона Димитрия (Зворыкина) из его статьи "Творение и тварный мир с позиций Православия и протестантизма":
Давайте иметь в виду, что эволюция означает развитие, а креационизм - сотворение. И хотя эти термины не полностью охватывают весь спектр проблем, проанализируем сравнительную таблицу дарвинизма и номогенеза и решим для себя, какой концепции более соответствует последний:
Может все-таки поторопился отец Андрей так по-дарвинистски перетолковывать стихи Бытия о райской и около-райской жизни, чтобы вместить во вселенную до грехопадения борьбу за существование и выживание наиболее приспособленных? А отсюда вывод у о.Андрея - тварь поедала друг друга и погибала до грехопадения, но это -не смерть и не страдание - естество смертной животины! Грех, страдание и смерть только у человека:
Видимо и для Рим. 8:19-22 о.Андрей скоро представит новое прочтение: 19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; [И действительно, это прочтение о.Андрей вчерне и несколько противоречиво представил в своем интернетовском форуме в теме "Был ли человеком австралопитек?" (сообщение 3098/76278):
--Странно, первая цитаты св.Иоанна Златоуста подчеркивает, что тварь неразумна, ну и что из того? --Далее о.Андрей утверждает, что "вся тварь" это вообще не животные и не ангелы. Как же тогда понимать всю цитату - Римл. 8:19-23? То, что св.Иоанн Златоуст понимал это место иначе свидетельстует цитата из его "Беседы на книгу Бытия" 22:3: "Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла: и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. VIII, 21), - так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную." --Наконец, цитата свт. Филарета о поминании ангелов на проскомидии работает, на мой взгляд, против о.Андрея: ср. "Жертва за них (ангелов) не приносится" и: "Если Причастие - единственный Хлеб Жизни, а в храмах все же не причащают щенков, -- значит, это Хлеб не для них и Вечность - не для них" (д.Андрей Кураев "Может ли православный быть эволюционистом?") Но "грех пришел через человека. Через человеческий грех смерть перешла на человеков". И если животные не грешили, и по свидетельству Апостола и многих св. Отцов, недобровольно подчинились падшему Адаму, хотели восстать на него, то, может и лечить их от греха не нужно? А путь спасения всей твари от рабства тлению и указан в послании ап. Павла - через спасение человечества! | ||||||||||||||||
Может ли православный (не) быть креационистом?Наиболее серьезный вопрос, поставленный о.Андреем, звучит так:
Я биохимик. Большую часть своей жизни я считал Библию мифом, а эволюцию - аксиомой. И вот мне приводятся факты, подтверждающие очень многое из того, что написано в Бытии и в то же время свидетельствующие против эволюции. Как бы пелена спала с моих глаз. Я почувствовал себя ребенком, которому родители 20 лет назад сказали, что дети берутся в результате АРОМОРФОЗА (=прогрессивное скачкообразное спонтанное изменение), и он на этом успокоился. Я инстинктивно чувствовал невозможность самозарождения простейшей клетки - сложнейшей и гениально-просто устроенной, с тысячами регуляторами, устойчивой, но в то же время гибнущей, если мы начнем собирать ее постепенно, с тысячей замкнутых кругов, которые не разорвать при постепенном развитии и сборке (ДНК содержит код фермента для собственного копирования! внутренняя часть клетки производит оболочку, без которой она не может производить оболочку итд. итп.). Я пытаюсь найти МЕХАНИЗМ эволюции и не вижу его. Более того, тенденция не обнадеживает: новые знания свидетельствуют против эволюции. Я спрашиваю себя: кто фанатик? кто мракобес? Прогрессивен ли я, если у меня на всю биологию два ответа: "это вероятностный процесс" (читай, случайность) и - "ученые предполагают, но наука не доказывает" ?: Но это еще пол беды. Эволюционистские
толкования Библии зиждутся на ее новом, К счатью, святоотеческие труды не закопаны вместе с окаменелостями и эволюционисты не имеют монополии на их изъятие и цензурирование. Но не все имеют желание, возможность или терпение найти и прочитать, как Церковь в лице своих лучших сынов понимала вплоть до начала ХХ века Бытие. Но все-таки для тех, кто доверяет православным эволюционистам, и для спасения есть маленькое препятствие. За идеями спонтанности, самопроизвольности, случайности, "естественного" отбора идет идея без-божного мiра, мiра без чудес и сверх-естественности жизни, - всего лишь "способа существования белковых тел", мiра без тайн и, если хотите, без Таинств. Здесь крен в деизм, здесь мы отодвигаем Бога: Бог создал элементарные частицы, а дальше все сплошь материя сама развивается. И эта альтернатива протаскивается в мое сознание или подсознание, и появляется мысль: "а вдруг:?" И начинается "научное", полукощунственное объяснение всего - начиная от самозарождения жизни, двигаясь к "рождению" Евы как результата совокупления Адама с человекообразной самкой, непорочного зачатия как партеногенеза,... остается только воскресение тел объяснить "научно". "-А что Вы предлагаете?" -И стыдно говорить о чуде, нужно думать о "научно-пристойной" гипотезе. Разве этого мало? Может, отделим от "эволюции" дарвинизм, оставим развитие и будем называться "развитые креационисты"? |
Шестоднев против эволюции:
[ Первая страница
| Богословие
| Наука
| Ссылки
| Гостевая книга
]