[ Шестоднев против эволюции: Наука ]


Почему так, а не иначе?

(Беседа со старшеклассниками.)

Николай Юрьевич Колчуринский

Во многих современных школьных учебниках (физики, химии, биологии)говорится о случайности, как факторе , определяющем важнейшие явления природы.(Случайности, как детерминирующему фактору, в материалистическом мировоззрении отводится на самом деле гораздо бoльшая роль, поскольку многие важнейшие природные феномены объясняются в рамках этого мировоззрения случайностью "по умолчанию").

В отличие от этого традиционном русское Православное сознание, основанное на святоотеческой традиции, рассматривает все явления мира, как проявления действия Божественного Промысла. При этом все явления мира (будь-то осуществление феноменов, детерминированных законами природы, или скачки электронов с уровня на уровень, или свободные действия человека) - суть результат реализации Божественного плана. ("Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй (Господь)".

Рассматривая мир с этой точки зрения (как непосредственно, так и опосредованно - используя фактические данные современной науки), Православное сознание в явлениях окружающего мира усматривает свойства Божии: Его премудрость, всеблагость, совершенство, правосудие. "В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем через сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом Его яко Верховнаго Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира: следственно, Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою поклонение". (Св.Василий Великий, Послание 232).

Существуют две точки зрения на все, что вокруг нас. Одни люди считают, что все в мире происходит силу "железных" законов природы, при этом все (или почти все) в мире происходит по принципу работы часового механизма. Исключение составляют лишь явления, описываемые квантовой механикой, где наоборот - многое, как они считают, происходит в силу чисто случайных причин. (Сторонники подобного взгляда на мир - не исключают однако случайности, как фактора, определяющего того, что нас окружает. Но случайность для них есть не более, как выражение скрытых от нас "железных" причин.) Сторонники этой точки зрения ( а среди них - большинство современных ученых, хотя и не все) считают, что мир есть результат эволюционных процессов.

Другая точка зрения - утверждает, что в мире нет ничего случайного, но все есть результат божественного Промысла. При этом без санкции всемогущего и всеведущего Существа в мире не происходит ни единое малейшее событие, и мир, согласно этой точке зрения, есть результат божественного творения.

Посмотрим на мир и попробуем определить кто прав - сторонники первой или второй точки зрения.

Рассматривая явления окружающего мира видим сложность его устроения. Об этом очень много и подробно рассказывает нам в частности современная биология. Математики в настоящее время обладают точными методами позволяющими сравнивать сложность разных объектов и могут сказать, к примеру, во сколько раз Боинг 707 устроен более сложно, чем табурет. В конце XX века один исследователь решил сравнить простейшее живое существо - комара и самый современный суперкомпьютер - по степени сложности. Оказалось, что комар (при том что о устроении комара, как сложнейшей живой системы известно еще далеко не все) устроен на много сложнее и хитроумнее, чем современные компьютеры. Естественно может возникнуть вопрос - откуда взялись комары, при том, что нам известен только один способ появления систем такого уровня сложности, как Боинги 707, компьютеры, комары и т.п. - разумное конструирование. Очевидно, что любой другой ответ на этот вопрос будет означать не более, как веру в чудеса, поскольку чудо - не более как то, что обычно никогда не происходит. (Заметим, что появления новых видов живых существ посредством эволюции никто никогда воочию не наблюдал - и эволюционное происхождение видов живых существ есть не более как гипотеза, предположение некоторых ученых.) Итак, единственно рациональный ответ на вопрос о том, откуда взялись комары - прост : сконструированы. (Мы не говорим здесь о "системах и приборах", которые несоизмеримо более сложны, по сравнению с комарами - как то кошки, собаки или мозг человека. И ответ на вопрос - откуда они взялись - тот же - сконструированы).

Глядя на конструкции естественно делаем вывод о способностях конструктора, глядя на мир - естественно делаем вывод о премудрости Творца, разум которого несоизмеримо превосходит разум человека. Почему в мире существуют такие сложнейшие системы, как комары, собаки, кошки, люди, почему так, а не иначе? Нам говорят, что комары возникли в результате случайного стечения обстоятельств...

Премудрость устроения мира раскрывается еще в одном простом явлении хорошо, известном каждому школьнику. Физические законы имеют математическое выражение, причем иногда очень простое. Вспомним закон всемирного тяготения - вам хорошо известно, какой сложностью могут обладать математические формулы, и формула, выражающая этот закон, могла бы быть несоизмеримо более сложной. Так почему мир описывается математическими формулами (и иногда очень простыми) и математика оказывается таким образом царицей всех наук? Почему не иначе? Опять "случайное стечение обстоятельств"? Ответ на этот вопрос прост- его находим в строках, написанных пророком Божиим Соломоном еще за 1000 лет до новой эры. Ты все расположил мерою, числом и весом (Премудр.11,21). (Откуда мог знать пророк и царь Соломон об этом в то время, когда научные знания о мире были лишь в зачаточном состоянии? - Опять "случайное стечение обстоятельств"? Это знание было открыто ему Всевышним).

Мир, окружающий нас обладает свойством красоты. Это не надо никому доказывать - восприятие не тронутой человеком природы возбуждает в нас чувства радости, света, успокоения. Иногда красота природы приводит нас в неописуемый восторг... А почему природа красива, а не иначе? Ведь мир мог бы быть и не красивым или даже и безобразным. Ответ на это у ученых материалистов - тот же самый, "дежурный" - "случайное стечение обстоятельств". Рассматривая красоту творения человеческого искусства, мы естественно должны делать вывод и о красоте души художника. Рассматривая мир - видим красоту несоизмеримо более высокую, чем красота, создаваемая человеком. Эта красота - свидетельница Художника, управляющего миром, и ее совершенство говорит о совершенстве ее Создателя.

Мир, окружающий нас, изучается современными науками, в частности физикой. К концу ХХ века физиками было получено огромное количество разнообразных физических констант, описывающих окружающий нас мир природы, о которых вы конечно хорошо помните. И тогда физики решили посмотреть, а что было бы, если бы эти константы были бы несколько иными. Оказалось, что при том, что множество значений, которые могут принимать разнообразные константы с точки зрения математики - безконечно; множество допустимых значений констант, при котором могла бы существовать такая Вселенная, в которой мог бы жить человек, чрезвычайно мало. По выражению одного исследователя - "мы живем на острие ножа". Достаточно лишь немного изменить значения одного из многих параметров - и наше бытие станет не возможным. Почему Вселенная устроена так, а не иначе - опять слышим от материалистов ответы про случайные совпадения обстоятельств. При этом, если посчитать вероятности таких совпадений - то они оказываются микроскопически малыми, ничтожными. Математики утверждают - совпадений событий с такими ничтожными вероятностями в мире не происходит. Итак, мы живем в несуществующем мире - к такому интересному выводу приводит нас логика случайных совпадений!

С солнечной системой и нашей планетой - та же картина. Достаточно изменить лишь немного многие параметры - и наша жизнь станет не возможной. Вспомним, что на Земле у нас есть все условия - и подходящая температура, и подходящая атмосфера, и защита от радиации в виде азонового слоя и магнитного поля земли, и множество пригодных в пищу растений и животных и множество полезных ископаемых и прочее. А что в окружающем космосе? - наше появление в любой точке солнечной системы без средств жизнеобеспечения (например, без скафандра) - тут же закончится смертью. Почему на земле есть все для человека? Почему на одном лишь земном шаре собрано все необходимое и достаточное для нашей жизни? Почему так, а не иначе? Опять слышим навязчивый припев: "случайное стечение обстоятельств". Подлинный ответ на этот вопрос дан очень точно, еще за долго до того, как начались исследования солнечной системы при помощи телескопов и космических полетов. За несколько столетий до Рождества Христова - пророк Божий Исаия писал: Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства (Ис.45,18).

Св. Православная Церковь говорит нам о том, что мир (Вселенная, Солнечная система, Земля) созданы для человека - высшего творения Бога. И многочисленные вещественные блага, которые почему-то окружают нас, говорят нам о заботе Создателя о своей твари, о Его человеколюбии.

Человек - цель и венец Божия творения, homo sapiens. И в настоящее время - ясно установленный наукой факт - мы единственные разумные существа на земле и в окружающем нас космосе. Почему так, а не иначе? Почему эволюция привела к появлению только одного разумного существа? Опять, опять слышим, все тот же припев: "в силу случайного стечения обстоятельств". Еще за долго до того, как были открыта Америка и Австралия, обследованы глубины мирового океана, исследованы безжизненные глубины космоса и полетел Гагарин (который "летал и никого не видал") - в первые века нашей эры Православная Церковь уже содержала знание о том, что человек - единственное существо в вещественном мире, обладающее разумом и свободой. Откуда взялось это знание - знание о человеческой природе и о мире в целом, абсолютно не доступное в силу ограниченности научных познаний, имевшей место в начале новой эры? Опять слышим про случайность...

Случайностью же пытаются объяснять материалисты и факт нашего бытия. В самом деле почему мы существуем, почему существует в данном месте и в данное время каждая отдельная личность? (Почему я не родился сто лет назад и т.п.?) Иногда приходится слышать ответ о том, что это де обусловлено тем, что так случайно сложилось то сочетание генов, которое и определяет бытие моего "я" .

Подводя итог, можем задать вопрос, а не слишком ли много фундаментальных фактов и явлений окружающего мира списывается на "случайные стечения обстоятельств"? Не слишком ли универсальным оказывается этот ответ, при помощи которого можно "ответить" практически на любой вопрос? Если слесарь-сантехник, пришедший к нам домой, на наш вопрос о том, почему течет кран - даст ответ: "По причине случайного стечения обстоятельств". И если врач на наш вопрос о том, почему у нас появляются боли в сердце - ответит так же, то нас, конечно же врят ли удовлетворят подобные ответы. Но почему-то, когда нам пытаются объяснять фундаментальные феномены и факты нашего бытия - то подобные объяснения нас вполне устраивают, почему же происходит так, а не иначе?

Православная мировоззренческая позиция, при которой мир предстает перед нами, как результат осуществления Божественного Промысла, через которое мы познаем свойства Божии, позволяет нам гораздо более осмысленно относиться к явлениям окружающего мира, дает нам понимание многих явлений природы, осмысление которых недоступно материализму.


Шестоднев против эволюции:
Первая страница | Богословие | Наука | Ссылки ]

Hosted by uCoz