[ Шестоднев против эволюции: о центре ]


Обращение Союза Православных Братств

Принято 29 мая 2000 года

Дорогие братья и сестры!

Мы искренне обеспокоены явленным в последнее время умножением и небывалой активностью в Церкви людей, учащих о том, о чём не учили отцы наши и говорящих то, чего мы не принимали от бывших до нас. Мы имеем в виду называющих себя теистическими или телеологическими эволюционистами. Заявляя себя православными христианами, они утверждают, что для сотворения мира наш Всемилостивый Господь использовал измышленный вольнодумцами XIX века процесс эволюции.

Называя это если не смехотворное, то, по крайней мере, в высшей степени странное учение исконно христианским, они не могут отыскать ни одной убедительной цитаты из Писания или творений Отцов в подтверждение оного, зато хвастаются его органической связью с той самой древней эллинской премудростью, которую брат Господень назвал бесовской (Иак 3:15) а апостол Павел - безумием пред Богом (1Кор 3:19).

Но что же выходит? Если принять предлагаемое ими учение, то по сути придётся объявить бессодержательным всё богатейшее и поистине чудное сокровище святоотеческого и литургического наследия Церкви по вопросу творения мира, жизни и человека. Допустив мысль об эволюции человеческого тела, нам придётся исключить его из образа Божия, по которому, как сказано в Писании, создан один только человек, целый человек - душа и тело. Отстаивая процесс постепенной многомиллионолетней трансформации животных форм как инструмент, избранный Богом для творения, мы будем вынуждены признать, что смерть не только возникла независимо от человеческого греха, но и соучаствовала в творении мира и войти тем самым в явное противоречие с Писанием, согласно которому Бог не сотворил смерти (Прем 1:13), но одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть (Рим 5:12). Наконец, утверждая, что создание тела человека предшествовало созданию его души, мы будем учить явно иному, по сравнению с тем, чему учит Церковь, утвердившая на V Вселенском Соборе, что "душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после... Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека".1

Но мало того, что приняв это новое учение, невозможно не отвергнуть то, во что из древних отцов всегда все и всюду веровали; приняв его, мы пренебрегли бы голосом целого сонма новых святых, прославленных Вселенской Церковью, голосом, единодушно возвышающимся против этого человеческого мудрования. Это и похвала Церкви Российской века XIX-го - свят. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский и преп. Варсанофий Оптинский; это и божественный цветник блаженных мучеников и исповедников, украсивший нашу Церковь в начале века XX - св. Патриарх Тихон, свмч. Владимир Киевский, свмч. Фаддей Успенский и свмч. Илларион Троицкий; это, наконец, и прославленный Элладской Церковью свят. Нектарий Пентапольский вкупе с великим новопросиявшими светильниками Церкви Сербской преп. Иустином Поповичем и св. Николаем Сербским.

По мысли Святых Отцов, встретившихся с этим учением, оно является "безумными бреднями" (св. Иоанн Кронштадтский), "звериной философией" (преп. Варсанофий Оптинский), "губительным, ядоносным учением" (свмч. Владимир Киевский), вызывающем "смех сатаны и плач ангелов Христовых" (преп. Иустин Попович).

Иными словами, мы не сможем принять это учение, не перестав при этом быть православными христианами, ибо, безусловно, невозможно оставаться православным, неправославно мудрствуя. Но сего позволить мы себе не можем, и посему пусть никто не почитает для себя обидным то, что мы отметаем это новое учение и всякий пусть да поймёт, что делаем мы это не по собственной гордости и не по презрению к наукам, а исключительно лишь по любви к нашему милосердному Создателю и Спасителю Господу Богу.

И исключительно по одной лишь любви мы объявляем, что новое учение сие - не православное, и предупреждаем о том наших братьев и сестер во Христе, склоняющихся к нему.

Безусловно, мы считаем, что нет ничего зазорного для учёного, если он со смирением и страхом Божиим честно занимается тем делом, на которое благословил его Господь, раскрывая, в меру человеческих возможностей, всё новые и новые проявления Божией премудрости, чудно сокрытые в этом дарованном нам Творцом мире. Однако когда учёный, оставляя науку, пускается в богословствования, начиная указывать Церкви как ей должно понимать Писание, а как недолжно, какую часть Святоотеческого наследия принимать, а какую отвергать, как "ненаучную", тогда мы вынуждены напомнить, что "от науки нельзя научиться ничему надёжному о Боге"1 ... а если наука противоречит Библии, то тем хуже для науки, а не для Библии.

К сожалению, следует признать, что многие отечественные учёные идут именно по такому пути. Однако наука ни доказать, ни опровергнуть ничего подобного не может, поскольку как естество Всевышнего, так и образ происхождения его чуда творения выходят за её ограниченные тварным человеческим разумом рамки.

Предлагаемая эволюционистская позиция в принципе глубоко порочна. Согласно вере Церкви, происхождение мира - это сверхъестественный акт, чудо. Современная же секулярная наука ставит своей целью напротив, создание естественной картины его возникновения. Это принципиально неустранимое противоречие. И теория эволюции возникла и получила столь широкую и активную поддержку в научных кругах именно как альтернатива сверхъестественной картины сотворения мира. Поэтому любые попытки "примирить религию и науку" посредством искусственного осверхъестественения теории эволюции заранее обречены на бесплодие как на почве науки, так и на почве религии. Поскольку любую действительно сверхъестественную картину происхождения мира современная наука, исходя из своих атеистических установок, принять не может. Остаётся одно - "демифологизировать" собственно христианско-библейскую космогонию. Истолковать как-то по-иному, по-своему чудо творения мира нашим Спасителем и Богом. Но в Православии это совершенно недопустимо: "тем, которые вместо того, чтобы с чистою верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившей Его Владычицей нашей Богородицей и прочими святыми, силятся посредством мудрований и софизмов выставлять оные невозможными или перетолковывать их так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, анафема" (из постановлений Констанстинопольского Собора 1084 г.).

С точки зрения православного богословия сомнительна сама возможность научного познания способа сотворения мира - если мы говорим о творении мира, то тогда человек в принципе не в состоянии определить способ, которым мир пришёл в бытие; это не может являться объектом научного исследования, ибо превышает рациональные способности человека. Человек есть часть созданной реальности, поэтому он не может стать "наблюдателем" способа, которым сотворён он сам.

Сторонники теистического эволюционизма отличаются крайней агрессивностью и нетерпимостью в отношении тех, кто не разделяет их мнений. Они требуют запрещения преподавания креационной точки зрения в православных школах, запрещения продажи православной литературы, посвящённой критике эволюционизма, ... Между тем никто из православных креационистов никогда не высказывался подобным образом.... Никто не считает, что не следует наших православных детей в наших же православных школах и гимназиях информировать о теории эволюции. Никто не говорит об административном запрете издания книг эволюционистов. Мы не боимся теории эволюции и её апологетов, потому что знаем, что истина - на нашей стороне. Мы открыты к диспуту и готовы, по слову Апостола, с кротостью и благоговением дать ответ всякому требующему у нас отчёта о нашем уповании (1Пет 3:15). Кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне (Ис 50:8).

С огромным прискорбием мы вынуждены отметить и возникновение в последнее время у ряда православных той странной идеи, согласно которой "для православного сознания равно приемлемы и эволюционная и креационная модели возникновения мира". Но православная традиция такой индефферентности к вопросам творения не знает. Христианство учит об откровении Бога в истори, и историческая плоть Шестоднева безусловно имеет для нас сотериологическое значение, в связи с чем и не дозволялось Св. Отцами его аллегорическое толкование.

Исходя из всего вышесказанного мы призываем Вас, наших православных братьев, быть осторожными и следить за чистой верой, ибо появились среди нас по слову апостола Павла "лютые волки, не щадящие стада" (Деян.20,29) Христа Бога нашего. Остерегайтесь таковых и обличайте их поползновения везде, где это возможно. - И в школах, и в прессе, и храните неповрежденной Евангелие Христово.

Особенно мы обращаемся к нашим боголюбивейшим и благочестивейшим архипастырям со смиренной просьбой. - Апостольски поразите нарождающуюся ересь, тесно связанную с надвигающейся на нашу родину опасностью оккультизма и модернизма, неразрывно связанных с эволюционной мифологией. Защитите ввереную Вам от Господа паству от тех, кто извращает благовестие в угоду духу века сего. И помогите нам Вашими святыми молитвами чтобы мы и в наше время могли воспевать херувимскую песнь: "Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Апок.4, 11).

Примечания

1 Деяния Вселенских Соборов. Спб., 1993. - Т. III, Сс. 538, 516.

2 свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995. - С. 21.


Шестоднев против эволюции:
Первая страница | Богословие | Наука | Ссылки | Гостевая книга ]

Hosted by uCoz